Согласно отчёту ФБР об интернет-преступлениях за 2023 год, только в прошлом году в США было зарегистрировано более 37,5 тысяч обращений жертв мошенников из фальшивой технической поддержки. Общий ущерб от этой схемы составил более 924 миллионов долларов. В этой статье мы рассмотрим, как эта схема работает, какие опасности она представляет и как защитить себя от таких мошенников.
Как работают мошеннические схемы с фальшивой технической поддержкой
Мошенники в рамках этих схем часто притворяются сотрудниками технической или клиентской поддержки различных крупных и известных компаний, особенно технологических. Такие роли позволяют им использовать сложные технические термины и непонятные детали, чтобы запутать жертв.
Самый распространённый предлог, под которым мошенники из технической поддержки начинают общаться с жертвой, — обнаружение проблем на компьютере жертвы. Часто речь идёт о вредоносном программном обеспечении, якобы замеченном фальшивыми сотрудниками разработчиков программного обеспечения или известных антивирусных компаний.
Таким образом, мошенники подавляют своих жертв, вызывая у них панику и чувство беспомощности. Затем эти эмоции превращаются в доверие — все такие схемы обычно рассчитаны на то, что жертве ничего другого не остаётся, кроме как довериться мошеннику. Именно это доверие в итоге мошенники используют для достижения своих целей.
Как можно столкнуться с мошенниками из технической поддержки
Для первоначального контакта с жертвой мошенники из технической поддержки используют различные уловки. Однако в целом их можно разделить на три наиболее распространённых сценария.
Фальшивые сайты и аккаунты в социальных сетях
Некоторые мошенники создают веб-страницы или учётные записи в социальных сетях, которые выглядят как настоящие сайты и аккаунты известных компаний. Для продвижения своих ресурсов мошенники также могут использовать рекламу в поисковых системах или социальных сетях. Они рассчитывают на то, что жертвы сами обратятся за помощью для решения проблем.
Поскольку мошенникам необходимо постоянно поддерживать контакт с жертвой, общение обычно переводится в формат телефонного звонка или переписки в мессенджерах под каким-либо предлогом.
Всплывающие окна и уведомления «обнаружена проблема»
Ещё один популярный сценарий мошенников из фальшивой технической поддержки включает использование всплывающих окон и уведомлений, имитирующих предупреждения операционной системы или антивируса. В этих уведомлениях, обычно окрашенных в угрожающие цвета, содержится предупреждение о том, что с компьютером жертвы что-то не так — чаще всего речь идёт о вирусах.
Опять же, поскольку мошенникам необходимо активно общаться с жертвой, далее обычно указывается номер телефона, по которому следует позвонить для решения обнаруженной проблемы.
Прямые телефонные звонки
Наконец, самый популярный способ связи с жертвами — это прямые телефонные звонки. Их можно разделить на «холодные» и «тёплые». В первом случае мошенники из технической поддержки просто обзванивают случайных людей. В этом случае они часто представляются сотрудниками крупнейших компаний, продукты которых использует большинство людей. Например, очень легко случайно попасть в пользователя Windows.
В варианте с «тёплыми» звонками мошенники могут использовать информацию, полученную в результате утечки персональных данных клиентов тех или иных компаний. Знание имени жертвы и её продукции определённой компании, безусловно, делает ситуацию более правдоподобной и увеличивает шансы мошенников на успех.
Как работают мошеннические схемы с фальшивой технической поддержкой
Мошенники в рамках этих схем часто притворяются сотрудниками технической или клиентской поддержки различных крупных и известных компаний, особенно технологических. Такие роли позволяют им использовать сложные технические термины и непонятные детали, чтобы запутать жертв.
Самый распространённый предлог, под которым мошенники из технической поддержки начинают общаться с жертвой, — обнаружение проблем на компьютере жертвы. Часто речь идёт о вредоносном программном обеспечении, якобы замеченном фальшивыми сотрудниками разработчиков программного обеспечения или известных антивирусных компаний.
Таким образом, мошенники подавляют своих жертв, вызывая у них панику и чувство беспомощности. Затем эти эмоции превращаются в доверие — все такие схемы обычно рассчитаны на то, что жертве ничего другого не остаётся, кроме как довериться мошеннику. Именно это доверие в итоге мошенники используют для достижения своих целей.
Как можно столкнуться с мошенниками из технической поддержки
Для первоначального контакта с жертвой мошенники из технической поддержки используют различные уловки. Однако в целом их можно разделить на три наиболее распространённых сценария.
Фальшивые сайты и аккаунты в социальных сетях
Некоторые мошенники создают веб-страницы или учётные записи в социальных сетях, которые выглядят как настоящие сайты и аккаунты известных компаний. Для продвижения своих ресурсов мошенники также могут использовать рекламу в поисковых системах или социальных сетях. Они рассчитывают на то, что жертвы сами обратятся за помощью для решения проблем.
Поскольку мошенникам необходимо постоянно поддерживать контакт с жертвой, общение обычно переводится в формат телефонного звонка или переписки в мессенджерах под каким-либо предлогом.
Всплывающие окна и уведомления «обнаружена проблема»
Ещё один популярный сценарий мошенников из фальшивой технической поддержки включает использование всплывающих окон и уведомлений, имитирующих предупреждения операционной системы или антивируса. В этих уведомлениях, обычно окрашенных в угрожающие цвета, содержится предупреждение о том, что с компьютером жертвы что-то не так — чаще всего речь идёт о вирусах.
Опять же, поскольку мошенникам необходимо активно общаться с жертвой, далее обычно указывается номер телефона, по которому следует позвонить для решения обнаруженной проблемы.
Прямые телефонные звонки
Наконец, самый популярный способ связи с жертвами — это прямые телефонные звонки. Их можно разделить на «холодные» и «тёплые». В первом случае мошенники из технической поддержки просто обзванивают случайных людей. В этом случае они часто представляются сотрудниками крупнейших компаний, продукты которых использует большинство людей. Например, очень легко случайно попасть в пользователя Windows.
В варианте с «тёплыми» звонками мошенники могут использовать информацию, полученную в результате утечки персональных данных клиентов тех или иных компаний. Знание имени жертвы и её продукции определённой компании, безусловно, делает ситуацию более правдоподобной и увеличивает шансы мошенников на успех.
Главная опасность поддельной техподдержки заключается в том, что мошенники стремятся получить максимальную прибыль от своих жертв. Они используют запутанные схемы и методы социальной инженерии, такие как установка программ для удалённого доступа, кража паролей и одноразовых кодов подтверждения транзакций.
Чтобы защититься от мошенников, следует:
Чтобы защититься от мошенников, следует:
- установить надёжное защитное решение на все устройства;
- не вводить логины и пароли при демонстрации экрана или наличии удалённого доступа;
- избегать установки программ для удалённого доступа и предоставлять доступ только знакомым людям;
- использовать приложение Kaspersky Who Calls для защиты от телефонного спама и мошеннических звонков;
- помнить о том, что пожилые люди являются наиболее уязвимой группой для мошенников, поэтому им особенно нужна надёжная защита.